Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Самый лучший город на земле
Самый лучший город на земле
04.12.20

У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие - каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи - древними монастырями и церквами, четвёртые - современными проспектами, прекрасными парками, набережными.

В 30 км от Липецка, в краю необозримых хлебных полей, безграничных степных просторов, с островками перелесков и дубрав, речных долин, с цепочками селений, прямых, как стрела, шоссейных и железнодорожных магистралей,  по обоим берегам реки Матыры и ее притока Байгоры, раскинулся город Грязи.
Грязи - самый молодой город земли Липецкой, но история его не менее славная и достойная,чем у Данкова, Задонска, Усмани и других старейших городов края.
Предание связывает имя наречение будущего города с деловой осенней поездкой Петра Великого на воронежские верфи. Ехала, тащилась якобы карета по землям черноземным и на окраине одного селения так погрязла , что колесо не выдержало.
« Что это за деревня погиблая? » - хмуро вопросил, сказывают, государь подвернувшегося под руку седобородого старика. «А это не деревня , - ответил тот. - Это, батюшка выселки...»
И повелел будто бы грозный император селение это впредь именовать коротко и ясно : «Грязи».
Существует и другое  утверждение ряда историков, которые говорят, что свое название город получил из-за болотистой низкой местности. Наш благодатный чернозём в пору дождей превращается в непролазную грязь, но эта грязь полей -  неиссякаемый источник плодородия, а липецкие грязи - прекрасное лечебное средство. И поэтому название города  от слова «грязь». 
На территории нашего края люди жили в глубокой древности. По данным археологов, окрестности грязинские и территория нынешнего города обжиты были еще в эпоху бронзы, несколько тысячелетий назад. Здоровый сухой климат, реки с изобилием рыбы, огромные дремучие леса, обильные дичью и всяким зверьем, а также плоды, грибы, ягоды издавна привлекали в наш край древних людей- наших предков. Древнерусское поселение периода бронзового века было открыто у с. Казинки, на реке Матыре было расположено поселение городского типа. Раскопки этого поселения  говорят, о хорошо развитом железоделательном и гончарном производстве, о многочисленных торговых связях. Большую роль для роста и развития города играл торговый путь, издавна пролегавший по этим местам с юго-востока на север.
А настоящий гром небесный разбудил эти места  весной 1865, когда началось строительство железной дороги от Рязани до Мичуринска. Движение по этой дороги было открыто 4 сентября 1866 года. В этот же день был заложен и первый камень на месте будущей станции Грязи-Воронежские. 
С 1868 года железнодорожный узел Грязи уже действовал. Одновременно с
 продолжением Елецко- Грязинской дороги до Орла началось строительство еще одной дороги узла- Грязи- Борисоглебской. Сразу после ввода в эксплуатацию всей линии от Грязей до Царицына эта дорога приобрела очень большое значение для экономики всей страны. По ней ежегодно провозили миллионы пудов хлеба, рыбы, соли , угля, нефти. Потоки нефти и зерна через Грязи были настолько велики,что нефтяные склады пришлось срочно расширять, а на смену крупному зернохранилищу через три десятка лет Российским государственным банком был построен крупнейший в России элеватор, который своими размерами впечатляет и по сей день.
В короткий срок Грязи стали уважаемым во всей России железнодорожным узлом четырех направлений : московского, царицынского (сталинградского- волгоградского), воронежского и орловского.
После постройки железных дорог в окрестностях Грязей появились промышленные предприятия. Быстро рос пристанционный поселок. К началу 20-го столетия станция разрослась до такой степени, что имела вместе  с волостным селом Грязи до 10000 тысяч жителей.
А в 1938 году 4 декабря Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Грязи  Грязинского района был переименован в город  с сохранением за ним прежнего названия.