Грязинская центральная районная библиотека

Грязинская центральная районная библиотека

Литературный час ко Дню памяти И.С. Тургенева
Литературный час ко Дню памяти И.С. Тургенева
03.09.20

3 сентября этого года исполняется 137 лет со дня смерти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев – блестящий прозаик и поэт, публицист и переводчик. Он прожил в литературе большую жизнь и оставил нам бесценное наследство. Тургенев открыл Европе русскую литературу, получил признание как «великий романист». Современники писателя говорили о нем такие слова: “Великий, красивый и добрый… Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность”, – вспоминал немецкий живописец Людвиг Пич. Тургенев слыл необычайно остроумным, обаятельным рассказчиком, где бы он не появлялся, он становился центром внимания. Такой человек просто не мог не стать писателем. Иван Сергеевич  Тургенев родился 9 ноября 1818 года в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода, имевшего татарские корни, участвовал в Бородинском сражении, где был ранен и за храбрость награжден Георгиевским крестом. Мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Была отменной хозяйкой, организовала богатейшие оранжереи, развивала ремесла, однако была своенравна, до жестокости. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново и поэтому тесно связано с красотами природы родного села. Отец писателя привил сыну страсть к охоте, к многодневным походам по степям и лесам. Именно в этот период формируется у писателя любовь к природе. Картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи с крестьянами впоследствии легли в основу «Записок охотника». В саду материнской усадьбы мальчик познакомился с людьми с доброй и вольной душой. В это же время у Тургенева возникает любовь к книгам, театру. Но жестокое правление Варвары Петровны затмило всё. Мать считала порку универсальным наказанием. Своих детей она секла за всё: за невыученный урок, за непонятую взрослыми шутку, за шалость, по подозрению, а крепостных — и подавно. Тургенев не принял деспотизма матери, а однажды даже выступил с открытым протестом - заступился за крепостную девушку, которую мать хотела продать своей соседке - жестокой помещице. Тургенев получил блестящее образование. В 1827 г. семья переехала в Москву, где будущий писатель продолжил своё образование в частных пансионах. К 14 годам Иван Тургенев свободно говорил на 3 иностранных языках (немецком, французском, английском), много времени проводил в библиотеке и уже успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.    В 1833 году Иван Сергеевич становится студентом словесного факультета Московского университета, при том, что тогда ему едва исполнилось пятнадцать лет. Однако продолжил обучение в Петербургском университете, на словесном отделении философского факультета. Параллельно с философией Тургенев увлекается литературой: еще будучи в Москве, он пишет первые стихи и заметки, однако опубликовать свою первую «пробу пера», небольшое стихотворение «Вечер», решается только в 1838.      С 1838 по 1841 год Иван Сергеевич путешествует по Европе, посещает Австрию, Италию, Германию. В 1841 году Тургенев вернулся на родину. Первый рассказ «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника» появился 1847 году в журнале «Современник». Успех «Хоря и Калиныча» превзошёл все ожидания. В редакцию «Современника» приходили письма с просьбами печатать дальше «Записки охотника». Тургенев взялся за перо. Работу над «Записками охотника» он продолжил за границей, куда уехал надолго в том же 1847 году. В разлуке с Родиной крепла любовь писателя к ней, пробуждались детские впечатления, связанные со светлыми сторонами русской жизни. Он вспоминал, как летом и осенью 1846 года исходил с ружьём Орловскую, Курскую и Тульскую губернию. В памяти вставали картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались «Записки охотника», которые принесли Тургеневу широкую известность. «Я никогда не мог творить из головы. Мне для того, чтобы вывести какое-нибудь вымышленное лицо, необходимо избрать себе живого человека, который служил бы мне как бы руководящей нитью». Со многими героями своих будущих произведений Иван Тургенев был знаком лично. «Записки охотника» издавались на протяжении трех лет, и в 1880 году книга состояла уже из 25 рассказов.    Тургенев описывал природу не только в разные время дня и года, он обладал поразительной способностью с помощью слова передавать запахи, шум лесов и полей, цвета земли и неба, душевное состояние людей. В рассказе «Бежин луг» автор рассказывает, как крестьянские ребятишки выгоняют табун лошадей в ночное: «Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задравши хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач, с репейником в спутанной гриве». И действительно, благодаря этому описанию, можно не только «увидеть» веселых всадников на лошадях, пыльную дорогу, но и «услышать», как скачут кони, как смеются и кричат мальчуганы, почувствовать, как радостно и светло у них на душе... В этом же рассказе писатель с удивительной точностью передает нам ощущение запаха лета и уютные звуки теплой ночи: «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали». Читая эти строки, нельзя не оказаться в ночной тишине, у костра, и почувствовать, как пахнут трава и волнуется речная вода. А также И.С. Тургенев, как и подобает гениальному мастеру слова, достоверно передает нам ощущения и даже самочувствие героев. Например, в произведении «Малиновая вода» есть описание, как бывает жарко в августе месяце: «Мы сидели в тени; но и в тени было душно. Тяжелый, знойный воздух словно замер; горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было. Солнце так и било с синего, потемневшего неба... Мы сидели неподвижно, подавленные жаром». Знакомая картина, правда? Кажется, будто лучики горячего солнца прикоснулись к лицу, вспомнились события минувшего лета, захотелось оказаться в прохладном месте, подойти к воде... В этом же рассказе автор описывает, как он спустился к роднику, чтобы напиться: «Кое-как дотащился я до речки Исты.... спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды». Ключ этот бьет из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг, и в двадцати шагах оттуда с веселым и болтливым шумом впадает в реку. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги. Я добрался до ключа, на траве лежала черпалка из бересты, оставленная прохожим мужиком на пользу общую». Да, в произведениях великого классика все объемно, зримо и красочно. Тургеневские книги полны поэзии русской природы и народной жизни. Но в чем секрет создания таких необычайных и тонких поэтических образов? Для Тургенева важна не природа в целом, он видит красоту в каждой мелочи. Луг, степь, лес — не только они значимы для писателя, но и каждое дерево, каждый бугорок — все они составляющие общей картины. Луговой пейзаж, описанный автором в рассказе «Стучит!», настолько пленителен, что даже крестьяне, приглядевшиеся к нему, все же живо чувствуют его красоту: «Других таких лугов по всей Расеи нету... Уж на что красиво! - восклицает кучер Филофей. Ведь природа, по мнению автора «Записок» - это источник, откуда герои черпают свою силу и вдохновение. Степная трава, всегда свежая и зеленая, благодаря многочисленным ручейкам и речкам, чиста, приятна, ласкает и успокаивает душу. Кроме красоты своей, природа лугов очень богата и разнообразна. Луга дают прекрасный корм для домашних животных, лучшее в России сено, реки, питающие луга, изобилуют рыбой. Таковы луга и степь. Лес представляет собой другую картину. Подобные картины русского поля и леса можно встретить в каждом произведении Ивана Сергеевича, и они настолько живописны, что можно утверждать: автор «Записок охотника» - настоящий поэт в прозе, тонкий мечтательный лирик, певец русской природы.