Грязинская центральная районная библиотека

Грязинская центральная районная библиотека

Литературная гостиная "Остаться человеком"
Литературная гостиная
Литературная гостиная
Литературная гостиная
19.10.20

Вячеслав Леонидович Кондратьев – замечательный русский советский писатель, один из представителей фронтового поколения.

Вячеслав Леонидович родился 30 октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве. В 1939 поступил в Московский автодорожный институт.

В 1939 году с первого курса института ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. На момент начал войны был уже служивым солдатом. Когда начала Великая Отечественная война, был в числе тех многих, кто просил о немедленном переводе в действующую армию.

В декабре 1941 года Вячеслав Кондратьев ушел на фронт, а в 1942 году был переведен подо Ржев, где бои были особенно тяжелые, а потери нашей армии особенно многочисленны.

В 1943 году был комиссован после  второго ранения.

 Путь в литературу Вячеслава Леонидовича Кондратьева  долог и тернист. Писателем он стал спустя много лет после войны. Воспоминания военных лет вдруг обрушились на него в конце 50-х годов. Позже он писал:

«Многие из моих сверстников, кто как-то любил литературу, давно хотели рассказать о войне... Я даже повертелся одно время около Литинститута, но поступать почему-то не решился, хотя показать приемной комиссии было что. Остановило меня, наверное, несоответствие между тем, что писалось о фронте и войне, что видел на передовой я лично... И вот только «лейтенантская проза» — повести В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, в которых была показана настоящая война, — задела меня за живое. Первую попытку написать что-то о Ржеве я сделал в 1960 году...»

Какова же должна была быть сила переживаний молодого человека, если память о них заставила его взяться за перо только в пятьдесят лет!

«Далёкие вроде бы годы вдруг приблизились вплотную. Даже запахи войны чуял я порой».

Но воспоминаний недостаточно, для того чтобы понять, как и что надо писать о войне Кондратьеву понадобились долгие годы. Он никак не мог найти тех слов, что могут выразить войну:

«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война — это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы, это также нехватка снарядов и мин...»

Как осколок, оставшийся в ране, через много лет, причиняя мучения, выходит из тела ветерана, так из сознания Кондратьева с душевной болью стала выходить военная проза.

В пятьдесят лет он принялся, наконец, писать свои точные и задевающие за живое рассказы и повести: «Сашка», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «На поле Овсянниковском», «Селижаровский тракт», «Красные ворота», «Искупить кровью» и «Этот сорок восьмой»...

Все эти произведения связаны между собой многочисленными переплетениями сюжетных линий. И ход событий, и действующие лица тесно пересекаются и образуют единый цикл. Некоторые повести прорастают одна в другую.

Повесть «Сашка» является одним из самых известных произведений Вячеслава Кондратьева. Она была написана в 1974 г. и целых пять лет не могла попасть в печать. Её удалось опубликовать благодаря поддержке К.Симонова.

Эта повесть о простом солдате Сашке, который находясь в постоянной опасности, в ужасных условиях войны, ежеминутно рискуя жизнью не ожесточился, не озлобился на врага, а сохранил возможность видеть в нем такого же солдата, ЧЕЛОВЕКА!

Это замечательно чистая душа.

«Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась в его сознании».

В немногих словах писатель обозначает нравственный выбор солдата на войне и это принципиально новое, что принёс Кондратьев в военную прозу: небывало острая постановка нравственных вопросов. Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг с общечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать.

Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии.

И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.