Грязинская центральная районная библиотека

Грязинская центральная районная библиотека

Фольклорно-поэтические посиделки " Что Спас для нас припас".
Фольклорно-поэтические посиделки
Фольклорно-поэтические посиделки
14.08.20

Спас – Спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.
 Нет ничего лучше, чем проснуться утром от приветливых лучей солнца, встать с мягкой кровати и босыми ногами протопать до кухни, налить холодного молока, оторвать хрусткую горбушку белого хлеба и янтарными слоями налить на нее горьковато-сладкого меда.

Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда. На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа – по новому. По этой причине с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице), получил название Медовый Спас, или «Спас на воде».

Медовый Спас открывает череду русских народных праздников, знаменующих начало сбора урожая.  Официально праздник носит церковное название Происхождение (или изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. 
Он установился в Константинополе: по просьбе народа из храма Святой Софии вынесли для поклонения частицы дерева от креста, на котором был распят Спаситель. Люди верили в целебную силу Креста Господня. Греческий часослов 1897 года рассказывает, что «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней".С частицами Креста Господня крестный ход освящал в том числе и источники или емкости с водой, фрукты и мед. Но на Медовый Спас освящают воду в реках, родниках колодцах не только в память о константинопольском чуде. В древних летописях сказано, что именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь и якобы 14 августа крестился сам. Именно поэтому Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом. Старинная примета гласит: Медовый Спас новые колодцы освящает. В деревнях старались выкопать колодец и подготовить его для использования именно к этому празднику. До чина освящения воды на Медовый Спас воду из него не брали. Лабораторий, исследующих состав воды, тогда не было, и ее пили на свой страх и риск. Считалось, что вода из колодца, освященного в Мокрый Спас, гарантированно безвредна. Более того, она всегда останется чистой и прозрачной, и даже попытки отравить ее не увенчаются успехом – по поверьям, любой яд в такой воде терял свои свойства. Вместе с освящением воды традиционно совершается освящение меда. К августу полностью завершалось цветение деревьев, злаков и полевых трав. Соты заполнялись, и пчелы переставали собирать мед. К утренней службе пасечники торжественно выламывали лучшие соты, укладывали их в красивые, специально изготовленные к празднику туеса и корзины. После чина освящения начинался настоящий праздник меда с угощением всех желающих. «На Первый Спас даже нищий медку вкусит».
С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.  Мед наши предки очень любили, используя его в медицинских целях, кулинарных и экономических. Русский мед славился во всем мире с древних времен и был традиционным экспортным товаром, а напитки на основе меда, такие как сбитень и медовуха, имели популярность, не уступающую нынешней газировке, и украшали любое застолье. Еще один праздник, приходящийся на 14 августа, – день памяти семи мучеников Маккавеев. Как это часто бывает, народное сознание быстро адаптировало непривычное уху иудейское имя, которое носили семь детей, умученных на глазах у матери за отказ принести языческим богам жертвы. Медовый Спас превратился в «Маккавей», а затем в «Маковей». Созвучие удачно легло в народную традицию собирать и запасать на августовские праздники урожая маковые головки. Это совпадение украсило праздник «маковейчиками» – букетами из полевых трав и зрелых головок мака, которые также приносили на освящение в этот день. Букетики затем несли домой, украшали ими образа и хранили до весны, используя по мере надобности. Весной мак сеяли в огороде, а цветы на Благовещение девушки вплетали в волосы. «Свяченый мак» считался надежным средством против злых сил и недобрых людей, а с обычным на Медовый Спас делали выпечку и угощались ей вместе с медом. Еще одна поговорка гласит, что в Первый Спас любой бабий грех прощается, но это совсем не означает, что в этот день нужно активно грешить. Тем более что 14 августа еще и первый день Успенского поста, предшествующего величественному памятному дню – Успению (то есть смерти и последующему вознесению) Пресвятой Богородицы. Напротив, в первый день поста помимо готовки и сладкого застолья не стоит забывать о духовном значении всех совпавших в этот день памятных дат. И конечно, готовиться к сбору урожая, который вот-вот войдет в полную силу.